Контроль искрообразования автомобиля

Схема
   Бывает автомобиль не заводится, в этом могут быть разные причины, неисправность топливной системы, либо отсутствие искрообразования. Прибор, который изображен на рисунке вверху, поможет сразу понять, есть ли искрообразование или нет.
   На элементах C1R1R2VD1 собран входной узел, который формирует управляющие импульсы для работы индикатора. На триггере DD1.1 собран одновибратор с длительностью импульсов на выходе 15 мс, а на логическом элементе DD2.1 и триггере DD1.2 работает перезапускаемый одновибратор, который управляет работой мультивибратора, собранного на логических элементах DD2.2 и DD2.3. Элемент DD2.4 включен инвертором, а ключ на транзисторе VT1 подает напряжение на индикаторную лампу HL1. После включения зажигания напряжение питания +12 В подается на индикатор. Стабилизатор напряжения на DA1 уменьшает напряжение питания до 9 В. При прокрутке двигателя стартером напряжение в бортовой сети автомобиля значительно понижается и зависит от состояния аккумуляторной батареи, вязкости масла, температуры окружающего воздуха и т. д. Стабилизатор сохраняет напряжение питания постоянным, а значит, постоянными и параметры импульсов одновибратора как при прокрутке двигателя стартером, так и при работающем двигателе. После подачи напряжения питания на выводе 12 триггера DD1.1 появляется низкий логический уровень, а на выходе инвертора DD2.1 высокий. Через резистор R4 заряжается конденсатор С4. Напряжение на С4, достигнув порога переключения триггера DD1.2, переводит его в единичное состояние. Низкий логический уровень на инверсном выходе триггера DD1.2 разрешает работу мультивибратора. Начинает мигать индикаторная лампа HL1. Частота мигания лампы определяется постоянной времени цепи R6C5. При работающем двигателе автомобиля и исправной системе зажигания в свечных проводах периодически появляются высоковольтные импульсы. С датчика эти импульсы поступают через входной узел C1R1R2VD1 на вход С триггера DD1.1, который формирует из них импульсы длительностью 15 мс. Стабилитрон VD1 защищает этот вход от возможного превышения напряжения. При поступлении первого импульса на выходе инвертора DD2.1 появляется низкий логический уровень и конденсатор С4 быстро разряжается через диод VD2. Триггер DD1.2 переключается, и на его инверсном выходе появляется высокий логический уровень. Этот уровень запрещает работу мультивибратора на элементах DD2.2, DD2.3. Индикаторная лампа HL1 не загорается. Постоянная времени цепи R4С4 подобрана так, что каждый следующий импульс низкого уровня, поступающий с выхода инвертора DD2.1, успевает разрядить конденсатор еще до того, как переключится триггер DD1.2 при самой малой частоте вращения коленчатого вала двигателя. При возникновении неисправности импульсы с датчика пропадают и конденсатор С4 заряжается через резистор R4. Триггер DD1.2 переключается, и на его инверсном выходе появляется низкий логический уровень, разрешая работу мультивибратора на DD2.2, DD2.3. Индикаторная лампа HL1 начинает мигать. Таким образом, по состоянию лампы контролируется общая исправность системы зажигания. Неисправность же в виде отсутствия искрообразования в одном цилиндре легко определяется по вибрации двигателя, звуку выхлопа, и при этом двигатель, как правило, запускается, но автомобиль не тянет.
   В качестве датчика высоковольтных импульсов применен отрезок медного одножильного провода в изоляции, несколько витков которого намотаны на свечной высоковольтный провод. Число витков при этом для разных автомобилей может быть различным и зависит от типа зажигания, самого высоковольтного провода, зазора в свечах и т. д. В любом случае подборку числа витков необходимо начинать с минимального и ограничиться таким, при котором прокрутка двигателя стартером не вызывает вспышек индикаторной лампы. Может вполне хватить пять витков. Наматывают провод виток к витку, а сверху покрывают изолентой. Микросхему DD1 можно заменить на HEF4013B, КР1561ТМ2; DD2 на HEF400B или КР1561ЛЕ5. Печатная плата изображена на рисунке внизу.
Печатная плата

Поделиться в соцсетях