Зарядное устройство для автомобиля с автоматическим переключением полярности

Схема зарядного устройства
   Зарядное устройство на схеме вверху предназначено для зарядки автомобильных аккумуляторных батарей. Клеммы при этом можно не глядя подключать к аккумулятору не задумываясь о полярности. Да и при не подключенном аккумуляторе выходное напряжение отсутствует.
   Согласитесь, что в условиях плохо освещенного гаража это важно, так как зачастую маркировка полярности зажимов зарядного устройства и цвет соединительных проводов плохо различимы. Удобная опция для зарядного устройства. Если уже есть зарядное устройство, то можно просто собрать приставку к нему, на схеме изображена она в пунктирной части. Регулировка тока зарядки выполнена на базе регулятора PR1500I, он подключен к сетевой обмотке трансформатора. Когда к зажимам Х1, Х2 не подключена аккумуляторная батарея, симистор VS2 закрыт и напряжение на его выходе равно нулю. При подключении положительного вывода заряжаемой батареи к зажиму Х1 зарядного устройства, а отрицательного - к зажиму Х2 срабатывает реле К1 и через замкнувшиеся контакты К 1.1 и К 1.2 управляющий электрод симистора VS2 и резистор R5 потечет ток, который подготовит симистор к открыванию. Если теперь включить зарядное устройство в сеть, симистор откроется и начнется зарядка батареи. В случае подключения батареи в обратной полярности сработает реле К2 и замкнувшимися контактами К2.1 и К2 2 инвертирует полярность зарядного напряжения. От случайных замыканий цепи нагрузки зарядное устройство защищают предохранители RJ1 и FU2. В обоих случаях даже кратковременное отключение любого из проводов, соединяющих батарею с устройством установит узел в исходное состояние, симистор VS2 закроется по последнему спаду до нуля полуволны напряжения с диодного моста VD1. Как только соединение батареи с устройством восстановится, узел вновь подключит нагрузку в правильной полярности. В обоих случаях даже кратковременное отключение любого из проводов, соединяющих батарею с устройством установит узел в исходное состояние, симистор VS2 закроется по последнему спаду до нуля полуволны напряжения с диодного моста VD1. Как только соединение батареи с устройством восстановится, узел вновь подключит нагрузку в правильной полярности. В автомате применено реле РП21 с обмоткой на постоянное напряжение 12 В. Оно надежно срабатывает уже при напряжении 8 В. Таким образом, зарядное устройство может работать с батареей, разряженной до напряжения не ниже 8 В, что удовлетворяет большинству практических случаев.
   Подключать зарядное устройство в сеть 220 вольт лучше после подключения батареи к клеммам, а переменный резистор R1 должен быть установлен в положение минимального зарядного тока. Наличие сетевого напряжения индицирует светодиод HL1. Затем резистором R1 устанавливают требуемый зарядный ток батареи по амперметру РА1. Трансформатор Т1 должен иметь мощность не менее 80 Вт. Напряжение вторичной обмотки может быть в пределах от 14 до 20 В при токе через нее не менее 5 А. Амперметр РА1 - любой постоянного тока со шкалой на 10 А. Резистор R1 - СП-I. Его необходимо изолировать от корпуса и снабдить пластмассовой ручкой так как он будет находиться под напряжением сети При сборке зарядного устройства симистор VS2 и диодную сборку VD1 необходимо установить на теплоотводы в виде дюралюминиевой или медной пластины с площадью поверхности не менее 16 см2. Правильно собранное устройство в налаживании не нуждается.

Поделиться в соцсетях