Автоматический пуско-зарядник для автомобиля

Схема
   Устройство изображенное на схеме вверху предназначено как для зарядки автомобильного аккумулятора, так и для облегчения пуска мотора при слабом аккумуляторе.
   Устройство выполнено на тиристорах, обеспечивает автоматический зарядку автомобильного аккумулятора в режиме, близком к оптимальному. Существенно облегчило сбор конструкции то, что оба мощных тиристора установлены на один общий радиатор. Цепь заряда аккумулятора подключена ко вторичной обмотке Т1 через тиристоры VS1 и VS2. Диод VD1 и делитель R1-R2 формируют импульсы положительной полярности с частотой сети (50 Гц), которые поступают на вход элемента DD1.1, реализующего логическую функцию ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ. Диод VD5 ограничивает уровень напряжения на входе DD1.1 Второй вход DD1.1 подключен к общему проводу, поэтому он служит повторителем импульсов, а конденсатор С1 превращает повторитель в триггер Шмитта, который формирует выходные импульсы с крутыми фронтами. Таким образом, на выходе DD1.1 появляются прямоугольные импульсы положительной полярности, если на анод диода VD1 поступает положительная полуволна сетевого напряжения с обмотки II Т1. Аналогично работает узел, состоящий из элементов VD2, R3, R4, VD6, DD1.2, С2. Прямоугольные импульсы положительной полярности появляются на выходе DD1.2, если на анод диода VD2 поступает положительная полуволна сетевого напряжения с обмотки III T1. Такая схема синхронизации позволяет получить открывающие импульсы на управляющем электроде тиристоров только тогда, когда на него действует прямое напряжение. Высокий уровень с выхода DD1.1 (DD1.2) передается через инвертор DD2.2 (DD2.1), в результате чего на базу транзистора VT2 (VT1) поступает уровень 0 и он открывается. Таким образом, когда на обмотке IIТ1 действует положительная полуволна синусоидального напряжения, а на обмотке III - отрицательная полуволна, транзистор VT2 открыт, а VT1 закрыт. Для надежного открывания тиристоров на их управляющие электроды подаются импульсы с частотой несколько килогерц, вырабатываемые генератором на логических элементах DD1.3 и DD1.4. На микросхеме DA1 выполнен стабилизатор напряжения, на вход которого поступает напряжение с аккумуляторной батареи, а опорное напряжение создается стабилитроном VD8. Часть напряжения с батареи снимается с движка потенциометра R7. Если напряжение с R7 больше , чем напряжение со стабилитрона, то на выходе (выводе 9) DA2 - низкий уровень напряжения. Когда напряжение с R7 меньше, чем опорное напряжение, на выходе DA2 - высокий уровень. Выходной сигнал на выходе DD2.1 (DD2.2) появляется только тогда, когда на его входах одновременно присутствуют уровни 1 от логического элемента DD1.1 (DD1.2), ВЧ генератора DD1.4 и компаратора DA1 В этом случае на базу транзистора VT2 (VT1) поступают открывающие импульсы, которые после усиления передаются через импульсный трансформатор. Т3 (Т2) на управляющий электрод тиристора VS2 (VS1). По мере заряда аккумулятора скважность импульсов изменяется и тиристоры все большее время остаются закрытыми. При полной зарядке ток зарядки падает до минимума и приблизительно равен току саморазряда аккумулятора. Питание логических микросхем зарядного устройства осуществляется от интегрального стабилизатора DA1. Диоды VD3 и VD4 позволяют развязать цепи синхронизации от цепей постоянного тока.
  Подстроечным резистором R7 с помощью вольтметра выставляется напряжение, которое соответствует полной зарядке аккумулятора. Импульсные трансформаторы Т2, Т3 - стандартные, типа. МИТ-4. их можно намотать на ферритовых кольцах МН600 К7х4х2,5. Каждая обмотка содержит по 70 витков провода ПЭВ 0,12 мм. Трансформатор Т1 нужен мощный, около 1 кВт, с двумя обмотками по 18 вольт и током 40-50 ампер. Схема не сложная, главное аккуратно и правильно собрать.

Поделиться в соцсетях